Официальный сайт
Чердынское городское поселение

Вопрос-ответ

12.12.2016 / Соблюдение законодательства об охране источников питьевого водоснабжения.

На территории, поднадзорной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуре, вопрос обеспечения населенных пунктов качественной питьевой водой остается проблемным.

За последние три года наметилась тенденция к росту удельного веса проб водопроводной воды, не отвечающей гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям.

Так, в Красновишерском районе 97,6 % населения обеспечены централизованным водоснабжением, из которых 74 % приходится на городское поселение и 23,6 % - на сельские поселения. За последние три года в целом по Крас-новишерскому району отмечается достаточно низкий уровень удельного веса проб водопроводной воды, не соответствующей нормативным требованиям по микробиологическим показателям. В 2015 г. данный показатель в 9,6 раза ниже среднекраевого уровня 2014г.

В Чердынском муниципальном районе на протяжении последних трёх лет качество водопроводной воды по санитарно-химическим показателям остаётся стабильным, удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим требованиям не превышает 2 % и остаётся значительно ниже среднекраевых пока-зателей. В 2015 г. удельный вес проб водопроводной воды, не соответствовавших гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям составил 0,7 % при среднекраевом показателе 2014г. – 6,4 %.

Особенно остро в Чердынском и Красновишерском районах стоит вопрос о необходимости проведения разработки проектов зон санитарной охраны ис-точников централизованного водоснабжения. Так, на сегодняшний день из 56 водозаборов проекты ЗСО разработаны и утверждены только по 6 водозаборам, что составляет всего 10,7 %.

Одним из основных факторов, соблюдение которого неразрывно связано с качеством питьевой воды является установка границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (далее ЗСО).

Проведенный прокуратурой анализ показал, что работа органов местного самоуправления и муниципальных предприятий осуществляется на низком уровне.

Основными выявляемыми нарушениями являются - отсутствие проекта ЗСО, территория 1 пояса каждой скважины не спланирована для отвода по-верхностного стока за ее пределы, не ограждены по всему периметру, не обеспечены охраной, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, кон-троль качеств воды в местах водозабора, перед поступлением в распредели-тельную сеть и в распределительной сети не проводится.

Между тем, законодательством Российской Федерации установлены императивные обязанности предприятий и органов местного самоуправления по соблюдению указанных выше обязательств.

В силу ч. 1 ст. 43.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего и холодного водоснабжения, а также системы водоотведения должны со-блюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Водным кодексом Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от за-грязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используе-мых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавли-ваются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны ис-точников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, по-дающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водо-проводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Запреты по использованию охранных зон, установленные вышеуказан-ными нормами права, направлены, прежде всего, на недопустимость лицами, реализующими свои права на земельные участки, осуществления неправомер-ных застроек в пределах установленной зоне санитарной охраны, на совершение иных действий, запрещенных СанПиН и иными правовыми актами.

Только за период 2014 – 2016 гг. Березниковской межрайонной природо-охранной прокуратурой предъявлено 9 исковых заявлений о понуждении упол-номоченных лиц устранить нарушения законодательства в данной сфере. Все исковые заявления удовлетворены в полном объеме. Исполнение решений су-дов находится на контроле прокуратуры.

Кроме того, природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверок обращается особое внимание на информацию Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, согласно которой, администрациями муниципальных образо-ваний и организациями, эксплуатирующих объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения, не предается должного значения необходимости проведения систематического лабораторного контроля не только водопроводной воды, но и воды непосредственно из источников водоснабжения.

По результатам проверки руководителям внесены представления об устранении нарушений законодательства, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, проводится систематический лабораторный контроль водопроводной воды.

Назад